Образовательные стандарты и требования
Переход на Федеральную образовательную программу дошкольного образования
1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО. Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
-обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
-создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
-создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
-Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Материалы для ознакомления:
1.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ознакомиться).
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ознакомиться).
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8.11.2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (ознакомиться).
4.Методические рекомендации Министерства просвещения «Методические рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (ознакомиться).
5.Методические рекомендации Министерства просвещения «Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ознакомиться).
6.Приказ УпрО от 30.03.2023 № 426 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по приведению основных образовательных программ дошкольного образования в соответствие с федеральной образовательной программой дошкольного образования» (ознакомиться).Приказ УпрО от 30.03.2023 № 426 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по приведению основных образовательных программ дошкольного образования в соответствие с федеральной образовательной программой дошкольного образования» (ознакомиться).
Памятка для родителей о внедрении федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023 году (ознакомиться).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 г. № 1155.
Вступил в силу 1 января 2014 г.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-единство образовательного пространства Российской Федерации;
-преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
-духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
-разработки примерных основных образовательных программ;
-разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
-организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
-разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
-осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
-проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
-построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
-аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
-организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований:
-требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
-требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
-требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Педагогическим работникам:
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (скачать)
Родителям (законным представителям):
Презентация «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования» (скачать)
Нормативно-правовые акты ФГОС ДО Российская федерация
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 года
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (скачать здесь)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года № 544 н Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (скачать здесь)
"О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (скачать)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2014 года № 08-05(скачать)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2014 года № 08-10(скачать)
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 года № 01-52-22/05-382(скачать)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2014 года "О мониторинге готовности к введению ФГОС ДО" № 08-154 (скачать)
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (скачать здесь)
Республика Коми
Приказ Министерства образования Республики Коми от 23.01.2014 года "О реализации плана действий по обеспечению введения Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования в Республике Коми" № 3 (скачать)
Приказ Министерства образования Республики Коми от 12.02.2014 года "О признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов Министерства образования Республики Коми" № 29 (скачать)