«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)
Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.
- ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Создателем ТРИЗ в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития дошкольников около 20 лет назад.
Педаоги нашего дошкольного образовательного учреждения эффективно испльзуют приемы ТРИЗ,а дети с удовольствием решают сложившиеся перед ними задачи, помогают героям, сопереживают, рассказывают сказки (с использованием других – нестандартных предметов), новое испытание, сказку ждут с нетерпением. Коллективные игры с использованием приемов ТРИЗ получаются насыщенными и полными позитивных эмоций.
ТРИЗ-педагогика учит детей творческому, изобретательскому, нестандартному мышлению.
В основе ее лежит Теориии Решения Изобрательских Задач, созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером в середине ХХ века. В советское время по всему союзу были школы ТРИЗ, которые готовили к жизни настоящих изобретателей своего времени: инженеров, техников, конструкторов и т. д. Но ключевой момент в том, что ТРИЗ учит решать не только производственные задачи, но и жизненные! Где учат находить сильные решения? Разумные решения? Где можно научиться находить выход из нестандартных ситуаций и выходить в выигрышном положении? Где учат видеть наперед и анализировать всю ситуацию системно? Благодаря чему находить идеальную стратегию? ТРИЗ дает эти решения и эти решения талантливого, думающего и разумного человека.
На занятиях по Теориии Решения Изобрательских Задач дети с педагогом разбирают задачи из истории, из сказок, придумывают сами сказки, создают новое, разбирают жизненные задачи, фантазируют, играют, занятия проходят всегда с интересом и детям они очень нравятся. А если детям нравится заниматься, то значит и усвоение знаний происходит крепко и надежно.
Дети, которые занимаются ТРИЗ – сообразительные, умеют рассуждать, анализировать события, понимают противоречивость мира, нравственны, изобретательны и самостоятельны.
Картотека ТРИЗ - игр с учётом тематического планирования ДОУ
Безопасное детство, транспорт | Моя дорогая Коми земля! |
В здоровом теле - здоровый дух! | Мы - мамины помощники |
Весна | Наша маленькая планета (День Земли) |
Вот и стали мы на год взрослей | Наши любимые домашние питомцы |
Вступительное слово | Наши любимые игрушки |
День Победы | Осень |
Дружба | От зерна - до каравая |
Звери и птицы зимой | Папа может всё |
Здравствуй, детский сад! | Папа, мама, я - дружная семья! |
Здравствуй, Новый год! Зимние забавы | Профессии |
Книжкина неделя | С днём рождения, Воркута! |
Лето | Семейные традиции |
Мамин праздник | Список литературы |
Минута славы | Урожай собирай - витамины запасай! |
Литература по системе ТРИЗ
Презентация ТРИЗ как универсальная техника личностного развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО